Что такое HUMINT. Всё об агентурной разведке

Привет, друг! Мы с тобой уже разобрали довольно много способов и техник применяемых в OSINT. Но что объединяет их все? А объединяет их единая цель. Это получение информации. При этом OSINT, да и пробив тоже, подразумевает под собой получение информации из материальных источников. Т.е. это информация которая где-то зафиксирована. Не важно где, будь-то база данных, профиль в социальной сети — суть от этого не меняется. В этой ситуации, если рассуждать глобально, успех твоего осинта гарантируется двумя факторами:
1. ты знаешь или догадываешься где есть нужная тебе информация
2. ты знаешь каким способом эту информацию получить.
Т.е., по сути, тебе нужно ответить на два вопроса: «Где искать?» и «Как искать?». Отсутствие ответа на любой из них, автоматически многократно усложняет задачу. А иногда делает её невыполнимой. Просто потому, что есть информация которой нет в открытом или условно открытом доступе. И вот тогда нам на помощь приходит HUMINT. При чём, я не буду впаривать тебе какие-то теоретические рассуждения о человеческой психологии, вычитанные в умных книжках. Я постараюсь сосредоточится именно на практической части вопроса и конкретных советах.

История HUMINT

Начнём с небольшого экскурса в историю, а потом перейдём к практической части. HUMINT расшифровывается как «human intelligence», но это относительно новое определение. Ранее этот процесс принято было называть агентурной разведкой т.е. получением информации используя людей. Этот процесс известен уже многие века. Изначально, люди на уровне инстинктов поняли, что получать нужную информацию от других людей это эффективно. А значит нужно развивать методы и способы. Со временем появились неглупые товарищи которые начали всё это развивать и описывать результаты, записывать свои наблюдения. Например, с этой точки зрения, очень интересно описал свои результаты и методы работы Эжен Франсуа Видок в книге «Записки Видока, начальника парижской тайной полиции». В современное время появились более систематизированные работы, например Роман Ронин «Своя разведка».

Долгое время, данное направление это была прерогатива правоохранительных органов и специальных служб. А, как известно, всяческие органы очень не любят делится своими приёмами работы, вешая на всё что не попадя грифы секретности. Да и не зачем было раньше простым людям этим интересоваться, а тем более заниматься.

Вот, например, учебное пособие КГБ СССР по работе с агентурой. Если не обращать внимание на коммунистическую галиматью, то вполне можно почерпнуть интересные мысли:

Применение HUMINT

Но время идет и общество эволюционирует. Появились такие понятия как, например, «бизнес разведка» и «корпоративный шпионаж». И в какой-то момент стало абсолютно понятно, что охватывать эти направления без агентурной разведки практически невозможно. Точно также, например журналистика, ты наверняка неоднократно слышал в журналистских расследованиях фразу «источник сообщил». Это именно оно. Журналист может быть супер крутым осинтером, но чувак который просто знает нужных людей в нужных местах, будет намного круче. Просто потому что у него будет информация, которой просто нет в открытом доступе. В итоге, как вывод: наиболее эффективно будет работать связка HUMINT и OSINT. Т.е. ты изначально получаешь информацию от своего источника, а потом дорабатываешь и дополняешь её используя OSINT. Если ты посмотришь мои расследования на https://rettar.net/, то в большинстве случаев там было именно так, мы изначально получали какую-то, интересующую нас, информацию от источника, а потом дополняли её, создавая полноценное расследование.

Звучит это всё, конечно здорово. Вот только открытым остаётся вопрос: А где брать те самые источники? И как сделать так чтобы они давали информацию? И именно в этих вопросах я постараюсь помочь тебе разобраться.

Сложность в том, что этому процессу довольно трудно научиться. А хорошая новость в том, что если немного перестроить своё мышление, то процесс обучения и тренировки навыка агентурной разведки станет практически автоматическим. Именно поэтому, мы сначала поговорим о том как этому обучаться, а потом разберем конкретные методы вербовки и способы работы с агентурой.

Процесс изучения HUMINT

Для начала нужно вспомнить такой термин как «социальная инженерия». Есть ошибочное мнение что социальная инженерия это то, что используют мошенники для развода «мамонтов». Или хацкеры в своих мутных делишках. Это не так. Социальная инженерия это всего лишь инструмент. Более того этим инструментом, так или иначе, пользуется каждый из нас. Например на каких-нибудь переговорах или в спорах, доказывая оппоненту необходимость принять нашу точку зрения. Да хоть, торгуясь на рынке, в попытке скинуть цену.

В общем социальная инженерия это инструмент, с помощью которого, можно заставить человека сделать то что нужно нам. А кто как его применяет это вопрос вторичный. Именно по этому ошибочно считать, что HUMINT это элемент социальной инженерии. HUMINT это комплекс мероприятий, а социальная инженерия это инструмент, который возможно будет использован.

Теперь давай выделим навыки необходимые для эффективного использования HUMINT, а потом разберём их. Основной навык это коммуникабельность т.е. умение общаться. Не менее важно уметь чувствовать собеседника т.е. понять, что он из себя представляет и подстроится под него. Т.е. сыграть правильную роль, выбрав максимально подходящий шаблон поведения. В некоторых случаях нужно доминировать, в некоторых — разговаривать на равных, а иногда предоставить возможность доминировать собеседнику. Тут всё очень ситуативно, потому об этом чуть позже.

Как это тренировать? Рецепта, эффективного для всех и каждого, нет. Есть рекомендации.

Для начала нужно понять и признать — каждый человек ни хрена не индивидуальность. Большинство людей действует однотипно и мыслит шаблонно. Если бы каждый человек был индивидуальностью, все вот эти социальные инженерии, фишки маркетолов и прочие манипуляции хрен бы работали. Кстати, именно из понимания этого факта, вытекает рецепт противодействия. Чем большей индивидуальностью ты станешь, тем меньше на тебе будет это всё работать.

Раз мы определились, что, в большинстве своём, люди действуют шаблонно, то из этого следует, что нам нужно научиться выявлять эти шаблоны и понимать алгоритм работы с ними.

Шаблоны поведения

Как выявлять шаблоны поведения? Для начала нужно определится что такое шаблон поведения — это то как человек реагирует на ту или иную ситуацию и как ведёт себя при определённых обстоятельствах. Самый эффективный способ выявления шаблонов это наблюдение за людьми. Только тупо пялится, не моргая, на людей не нужно. Начни наблюдать и, отмечать для себя, как в каких-либо ситуациях себя ведут знакомые и незнакомые тебе люди, как они реагируют на то или иное событие. И постепенно, далеко не сразу, ты начнёшь выявлять закономерности и сможешь классифицировать людей на группы. Эта классификация должна быть удобна и понятна именно тебе. Но, чтобы понять что ты справился с этой задачей, должно прийти понимание, что ты можешь объяснить свою классификацию другому человеку.

Когда ты сформируешь свою классификацию и поймёшь шаблоны поведения, ты поймёшь как себя вести с этими людьми, что будет с ними работать, что не будет. А значит сможешь предугадывать их поведение, а это означает что сможешь ими манипулировать. Но без практики тут никак.

Для примера я расскажу о некоторых группах, которые выделяю я. С пояснениями по взаимодействию с ними:

  • Долбаёб активный — самая не приятная категория, но довольно легко управляемая. Откровенный идиот пытающийся сунуть свой пятак во всё на свете. Искренне верит что он супер профессионал во всех вопроса и постоянно пытается это всем демонстрировать. Хотя уровень знаний можно оценить как «что-то где-то слышал, остальное придумал». Вариантов взаимодействия два.
    Первый — наглядно и аргументированно демонстрируем персонажу, что он абсолютно не компетентен, загоняем его в угол большим количеством аргументов. Важно делать это не публично, а с глазу на глаз, тогда персонаж признает твой авторитет и будет готов выполнять задачи. После этой стадии не нужно на него давить. Оформляй задачи в виде просьбы, тогда персонаж будет считать что не он подчиняется, а он помогает потому, что он так захотел. Через какое-то время тело опять поверит в себя, тогда повторяем процедуру с начала.
    Второй — ни с чем не спорим, со всем соглашаемся, при этом демонстрируем что мнение персонажа нам интересно. Подобным личностям крайне важно признание, а значит через время он захочет «удружить» лояльному человеку. Оформляем нужные нам задачи в виде дружеской просьбы.
  • Долбаёб пассивный — наиболее легко управляемая личности. Я довольно грубо назвал эту категорию. На самом деле в ней могут быть довольно хорошие и порядочные люди. При этом они не тупые, я бы назвал их «недообразованными». Очень часто это люди просто не способные к самообучению, анализу своих ошибок и получению опыта, а обучать их или некому, или уже поздно в силу возраста. Не менее часто подобные люди довольно трудолюбивы и дружелюбны. При работе с подобными персонажами, эффективно работает тактика небольшого доминирования, главное не перегнуть палку. Т.е. важно стать для подобного человека авторитетом, но при этом ни в коем случае не унижая его. Очень хорошо работает — оказать какую-то помощь, помочь решить какой-то вопрос. Когда авторитет получен — пользуемся, но помним что авторитет нужно поддерживать. Этого можно достичь, опять же, оказывая какую-то поддержку.
  • Жлоб — человек зацикленный на деньгах, при этом это не зависит от его материального положения, тут могут быть как очень обеспеченные люди, так и те у кого денег постоянно нет денег. Нужно понимать, что подобный персонаж будет нормально общаться только с таким же как он. А значит мы должны произвести на него соответствующее впечатление. Если он хочет поговорить про деньги (а он всегда хочет) нужно говорить с ним про деньги, если он хочет поныть что нет денег, нужно внимательно выслушать, посочувствовать и поныть в ответ. Манипулировать таким персонажем довольно просто — он должен видеть свою выгоду. Есть ещё подвид — «гордый жлоб» это такой которые делает вид, что он не продаётся. Лечится элементарно — нужно преподнести ситуацию под видом того что вы заработаете вместе, а не только он, моментом согласиться.
  • Плуг — человек абсолютно не способный думать, а тем более хоть что-то анализировать. Мозг этих людей остановился в развитии на уровне 15-16 лет. В виду полного отсутствия возможности думать, крайне легко поддаётся на все виды обманов и манипуляций. Обладая достаточным красноречием, подобного персонажа можно убедить в чём угодно, а соответственно и заставить сделать всё что угодно.
  • Профессор — человек очень круто шарящий в какой-то одной теме, но абсолютно далёкий от всех остальных, в том числе и от жизни в обществе. Такой человек, как правило, максимально наивен. Всегда оценивает других по себе. Т.е. верит что его никто не обманет и не использует, потому что он не стал бы так поступать. Тут всё элементарно — проявляем заинтересованность в теме которой он занимается и даём выговориться. Другими словами становимся для него «свободными ушами». Так как у таких людей, как правило очень мало или нет совсем друзей, заполняем собой эту пустоту и он наш.
  • Бэтмэн — довольно грамотный чувак, неплохо ориентирующийся во многих сферах и вопросах. Возможно не всегда глубоко в теме, но почти всегда имеет общее представление в вопросе и личное мнение. В такой ситуации единого рецепта нет, нужно анализировать индивидуальные качества и слабости. Частенько работает шантаж подкреплённый реальными аргументами. Потому как ввиду наличия аналитический способностей, персонаж легко визуализирует негативные последствия для себя.
  • Чемпион — самовлюблённый кретин, считающий что он самый умный. В отличие от «долбаёба активного» как правило действительно немного шарит в каких-то вопросах. Не путать с самоиронией и сарказмом. При наличии этих двух качеств зачислять персонажа в эту группу нельзя. Работает всё тоже самое, что и с категорией «долбаёб активный»
  • Работяга — не глупый, часто порядочный человек, но абсолютно не интересующийся ни чем, что не касается его лично. Живет в своём замкнутом мире, по принципу «от меня ничего не зависит». Крайне боится перемен. Такие персонажи, очень часто, в глубине души хотят быть причастными к чему-то значимому. Соответственно нужно создать ему такую иллюзию, после этого он выполнит всё что мы захотим. Также, как правило, работает шантаж или деньги.

Это естественно не полный перечень, но, по моему опыту, очень часто встречающиеся категории.

Некоторые особенности

Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что в большинстве перечисленных мной случаев, мы эксплуатируем пороки и слабости, а не качества. И, если перед этим, я рассказывал обобщённый подход, то секрет индивидуального подхода будет заключаться в выявлении слабостей и недостатков конкретного человека и последующей эксплуатации именно их. Как вывод, именно комбинируя обобщённые и индивидуальные слабости и недостатки, ты сможешь заставить сделать что угодно и кого угодно. Эксплуатация качеств и положительных сторон тоже допустима. Но это очень частный случай, требующий особо индивидуального подхода. Обычно хорошо работает с теми кто хорошо понимает, что такое агентура и вербовка, а потому особо не ведётся на стандартные методы.

Кстати, ещё одни момент на который стоит обращать внимание, если есть такая возможность, это на сколько человек самостоятелен и способен принимать решения. Имеется в виду на сколько человек зависим в своих решениях от мнения окружающих. Чем более человек самостоятелен, тех легче с ним будет договорится, но и, соответственно, тем более откровенным с ним придётся быть.

Следующий скилл который тебе нужно прокачивать это общение. Здесь основная фишка в том, что ты должен научиться подстраивать свой стиль общения под человека с которым общаешься. В каком стиле общаться зависит от того из какой категории тебе попался персонаж. Наиболее важные качества это словарный запас и стиль речи. Словарный запас наиболее эффективно расширяется благодаря чтению книг. А стиль речи нужно уметь трансформировать, научится менять его так, чтобы не палится, что ты не тот за кого себя выдаешь. Этому можно научиться только на практике. Соответственно, чем больше ты будешь общаться с разными категориями людей — тем лучше у тебя будет получаться.

HUMINT. Вербовка

Для начала нужно понимать, что вербовка необходима тогда когда ты рассчитываешь на длительное сотрудничество. Можно, конечно применять и в разовых ситуациях, но тогда результат должен стоить усилий.

Тут ещё стоит упомянуть миф о том, что кого-то нельзя завербовать. Это бред. Завербовать можно кого угодно, абсолютно любого человека. Всё зависит от потраченных ресурсов и времени. Иногда усилия не стоят результата. Но это не значит что человека нельзя завербовать, это означает что он нахрен никому не нужен.

Вербовка это не одномоментное действие, это целый комплекс мероприятий, причём он может длится довольно долго. Для простоты понимания давай разделим это процесс, на стадии:

  1. Изучение кандидата
  2. Первое знакомство
  3. Налаживание отношений
  4. Получение результата

Наиболее важный этап это изучение. Ведь от того на сколько хорошо ты поймёшь персонажа, будет зависеть, сможешь ли ты найти к нему подход, а значит сможешь ли ты получить результат. По этому, если есть возможность, то стоит изучить интересующего человека максимально детально. Помимо стандартной анкетной информации, также нужно обращать внимание на такие моменты как материальное состояние, круг общения, социальное положение, дружеские связи, хобби и увлечения, слабости и зависимости, привычки.

Собрав информацию и сформировав мнение о человеке, можно переходить ко второму этапу — первое знакомство. Тут всё очень ситуативно, но, как показывает практика, наиболее эффективно работает, когда тебя с персонажем знакомит кто-то с кем он в хороших отношениях. Это автоматически формирует лимит доверия к тебе. Потому если есть возможность чтобы тебя «подвели» к человеку, этим однозначно стоит воспользоваться.

Но это не единственный возможный вариант. Если вариантов с подводом нет, то придётся инициировать знакомство самому. Я, неоднократно слышал мнение, что можно просто подойти к человеку и завести разговор на отвлеченную тему, постепенно инициировав знакомство. Возможно у кого-то это работает, но я противник подобного способа. Я считаю, что для первого знакомства нужен повод, который заставит человека проявить интерес. Какой придумать повод зависит от твоей креативности и личности персонажа. Чем лучше ты изучил личность, тем легче будет придумать предлог для знакомства, а потом развивать диалог.

Пример. Может банальный, но максимально наглядный. В ходе изучения, мы узнаём что нужный персонаж что-то там коллекционирует. Мы понимаем, что коллекционеры частенько продают или покупают предметы связанные с их хобби. Делают они это как на специализированных, так и на обычных площадках. Находим профиль и объявления нужного человека. После чего либо предлагаем купить у него что-то из того, что он продаёт, либо можем предложить продать ему что-то. В ходе диалога «неожиданно» выясняется что вы из одного города. После чего предлагаем встретиться для обсуждения сделки и чтобы посмотреть товар. На встрече предлагаем кофе/чай т.к. тоже являемся коллекционером и нам интересно пообщаться с коллегой. Всё, первый контакт состоялся, дальше развиваем успех и переходим к третьему этапу.

Налаживание отношений. Это тоже достаточно сложный этап т.к. тебе постепенно нужно подвести персонажа под то, что бы он не просто с тобой общался, а делал то что тебе нужно. Как это делать, опять же, зависит от категории с которой ты столкнулся. Наиболее частые варианты мы разобрали. Потому рассмотрим как перейти от этой стадии к четвертой т.е. к получению результата.

В большинстве случаев максимально эффективно работает плавный, пошаговый переход. Т.е. не стоит резко, в лоб, ставить человеку какие-то сложные или не удобные для него задачи. Нужно вовлекать его в этот процесс постепенно. Т.е. оптимальный вариант когда ты переходишь от простого к сложному. Вполне может быть такая ситуация, что ты спросил что-то простое, а в разговоре человек увлёкся и рассказал тебе что-то интересное. Более того, рассказав тебе что-то простое, он фактически уже отработал на тебя. Он конечно этого не осознает, во всяком случае сразу. Но подсознательно, следующий раз разговорить его будет намного легче. Ведь он уже один раз что-то рассказал и ничего страшного не случилось, значит можно и ещё раз рассказать.

Также, если ваши отношения носят коммерческий характер, то, иногда, уместно платить даже за незначительную информацию. Человек должен понимать что с тобой приятно иметь дело. Только не нужно преподносить это как зарплату, это может вызвать обратный эффект, сделай вид что это дружеский подгончик. Но тут нужно держать ситуацию под контролем и не позволить какому-нибудь ушлому персонажу превратить тебя в кормушку и брить на деньги по любому поводу и без повода.

Ещё один важный момент, нельзя строить отношения только на передаче информации. Периодически нужно встречаться и общаться с источником на отвлеченные темы. Т.е. у человека не должно сложится впечатление что ты поддерживаешь с ним связь только из-за того, что он тебе нужен. Даже если это действительно так. Также важно не пропадать на долго. Т.е. даже если в какой-то период времени нет необходимости контактировать с человеком, то связь всё равно нужно поддерживать. Как минимум можно позвонить, спросить «как дела?», а ещё лучше встретиться и пообщаться. Не стоит забывать, что если ты ничего не спрашиваешь, это не означает что человек ничего не знает. Вполне возможен вариант, что на ничего не значащей встрече, человек расскажет тебе что-то очень интересное.

Ну, а на этом рассказ про HUMINT можно заканчивать. Конечо же, нужно понимать что в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все нюансы, сложности и все возможные способы применения. Для этого пришлось бы писать целую книгу. Но, если ты дочитал до этого места, то с уверенностью можно сказать что ты теперь точно понимаешь что это такое и как работает. Ну, а что бы научится всё это эффективно применять, нужна практика, очень много практики. Но зато, с каждым разом у тебя будет получаться всё лучше и результат не заставит себя ждать.

Твой Pulse.